dream1008
22.07.2017 в 03:25
Пишет Шано:

Оригинал взят у в Ромеи за два безанта - 14
Бытовые детали

Византийцы, как и все прочие люди средневековья, в брак вступали достаточно рано - средний возраст для юношей был 14-15 лет, для девушек 13-14. Встречались и более ранние браки (в основном со стороны невесты), но в большинстве случаев это было вызвано не педофилией и извращенством, а банальной жадностью, ибо брак был распространенной сделкой купли-продажи, дабы поправить материальное положение. Церковь сурово осуждала ранние браки и могла даже расторгнуть таковые (как поступили однажды с "замужеством" 6-летней девочки с 30-летним мужиком).


Свадебное кольцо VII века

Покуда православие еще не окончательно съело мозг, заключение брака проходило (как и в Европе) в форме простого объявления оного факта "в кругу друзей и близких". Если хотели сделать совсем уж "правильно" - шли к священнику, который "давал свое согласие". Но с Х-XI века попы догнули свое, и тех, кто не венчался в церкви и не платил за это, как следует, гнали пинками с криками "смердливые блудодеи!".

На повторные браки смотрели косо из-за "концепции ПГМа" про то, что любой секс - это "блуд-блуд-блуд!", даже между супругами. Если жена умирала молодой, да еще без детей - "ну, ладно, мы как бы отвернемся, но при людях взасос нельзя!". Ежели же супруги пожили достаточно и родили детей, то второй брак после смерти одного из них большинство окружающих уже воспринимали как "развращенный разврат" и "ловите нимфомана!". Когда же василевс Лев VI Мудрый женился в третий раз, а потом и в четвертый (жены никак не могли родить ему детей), то патриарх просто забился в истерике, и пришлось его бить и палками гнать с кафедры, заменяя более послушным кандидатом, но и потом эта история еще долго "смердела", и рожденного от четвертого брака Константина VII Порфирогенета всю жизнь "небображелатели" обзывали "плодом греха" и "назаконнорожденным ублюдком".

Женщин старались по старым греческим традициям держать дома в гинекее (немужской половине), но как и у древних греков, получалось это в основном только тогда, когда сами женщины не были против. Усугубляло ситуацию то, что жены имели имущественных прав вообще больше, чем мужья. Супруг не имел права трогать без ее согласия ни монеты приданного, его нельзя даже было отобрать за долги мужа. А когда супруга умирала, "ее половин" мог получить только четверть - остальное возвращали семье жены. Для сравнения, жена имела после смерти мужа права на распоряжение 100% наследства. К тому же в "семейном разделении труда" жена всегда отвечала за ведение домашнего хозяйства и за все расходы на него, то бишь фактически распоряжалась бюджетом семьи. В общем, с правовой точки зрения женщина, которая захотела бы вести себя "не как мебель", имела для этого много возможностей - и весь вопрос был лишь в том, хотела ли она этого.



Идеалом византийской женской красоты считалась женщина среднего роста, с тонкой талией, нежной кожей, всеми своими белыми зубами и большими выразительными глазами. Собственно, этот типаж и тиражировался в произведениях изобразительного искусства - и даже в иконописи. "Очень желательными" к этому были еще мягкий характер и образованность. В общем, византийские мужики оригинальностью не отличались - им нравились "красивые, умные и добрые".

Детей византийцы очень любили - во многих произведениях "поучительной литературы" повторяются даже крамольные по тем временам мысли о том, что их лучше не бить, а воспитывать "на положительном примере". Все дети обоих полов имели равные права на наследство после смерти родителей - даже в случае отсутствия завещания, или если вдруг умирающий кого-то в нем обделил. Даже бастарды имели право претендовать на часть наследства, хоть и не такую большую, как законные сыновья и дочери.

Тем, кто искренне верит в то, что средневековые люди считали человека тем уважаемее, чем больше кусков грязи отламывалось от его немытого тела и чем сильнее от него воняло, в Византии ловить нечего - в каждом крупном городе существовали общественные (то бишь, общедоступные) бани, бывшие одними из самых популярных мест тусовки. Медицинские трактаты развивали темы гигиены и того, какие "народные средства" (в основном травы и природные вещества) нужно использовать, чтобы "было чище и свежее".






URL записи

@темы: разное интересное