Заголовок видео - неправильный.
Кратко: настоящим антиподом Союза, как социального проекта - особенно в межвоенный период - была Британия. Она столкнулась с кризисом своего проекта (всесторонним), вошла в зоны конфликтов эпохи. А Союз - развивался.
Потому разные источники, архетипы и организационные формы работы фантастов.
Советская фантастика:
- мезолит, как образ социальной структуры (это осознавал только Ефремов)
- индустриальные проекты, как требование развития;
- открытый космос и возможно новая физика - есть пространство развития;
- "зеро-теизм" - бога нет, но функции его по разумному устройству мира и торжеству морали - выполняются. Вместо бога - человечество во всей его истории;
- проблемы анти-интеллектуализма, но проектность мышления и выход на задачи;
- проблема - фантасты поначалу работали в одиночку... (структура Союза писателей была слишком большой)
Британская: сравнительно рефлективно решалась задача - сделать соц.революцию крахом для внутреннего мира каждого британца:
- сложное, стратифицированное общество;
- закрытый мир, закрытый космос, тесная связь с детективом, где играет герметичность сюжета;
- консерватизм в физике;
- упор на древние языки, на игру, на усложнённость мышления, причем вплоть до утраты реализма - такие сложные интриги, организованные садовниками и викариями отчего-то не проецировались в политику и бизнес...
- британцы сделали клуб авторов...
А теперь мы берем современную постСоюзную фантастику.
читать дальше
"Зона конфликтов эпохи" не просто проявилась - еще свалилась куча проблем из стран третьего мира.
- часть фантастов вполне очевидна разбилась по нескольким лагерям - исходя из того будущего, которое хотят, и того прошлого, которое желают видеть. На творчество стала ощутимо воздействовать такая вещь, как политическая позиция. В этом смысле наша фантастика сейчас больше напоминает китайскую философию "эпохи сражающихся царств" В этом русле: попаданчество как рефлексия истории с выходом на деятельность, линия Галковского-Харитонова-Володихина, множество попыток запустить фантастику "СССР-2.0", а еще громадное же количество попыток пересадить чисто западные сюжеты на местную почву и превратить своих русскоязычных читателей в "нормальных европейцев". Если сравнить нынешнюю ситуацию с ситуацией десятилетней давности - позиционирование и саморефлексия (это я немного поумничал) стали куда выше;
- желания будущего и футурологические проекты будущего - находятся в довольно малой степени зацепления. Если устранять социально-политические заказы, то я бы даже ужал понятие "желания будущего" до простого "желания" - эскапизм пришел всерьез и надолго. Добротные научно-фантастические тексты - присутствуют, однако же не образуют какого-то единого направления/проекта.
- древние языки, переусложненность мышления, вообще попытка обзавестись сверхмощных культурным фундаментом - была сделана, прошла все стадии от наивного просветительства до заклёпничества. Одновременно - дичайшая профанация, серость и подёнка в массе коммерческой литературы. В фантастике теперь одновременно играют коммерческие, культурологические и политические процессы. Прошла стратификация. Каждые два-три года можно ждать отличного романа на материале узкой социальной группы, какого-то города, территории - и трех сотен книжек про эльфов-попаданцев магические школы. В любом поджанре работают 3-5 (иногда 10-15) специалистов, которые продолжают рыть архивы, не отрываются от научпопа, мониторят все сайты периферийной науки - но это не всегда самые лучшие литераторы.
- клубов, семинаров и конвентов стало много. Очень много. И некоторые уже зачахли;
Итого:
Советская фантастика "до 60-х" - это следствие мощнейшего идеологического посыла, который привлек энтузиастов, но слишком поздно оброс инфраструктурой (во всех смыслах: если бы Алексей Толстой не просто каждый день упражнялся в написании текстов, но с той же энергией вел литературный клуб - на рефлексию многих литературных вопросов возможно вышли бы раньше).
Нынешняя фантастика - попытка опереться на жажду развлечения и эскапизм, а потом на индивидуальный рост личности и лишь в третью очередь на какой-то проект, в котором, однако, футурология ставится на второй план, а социал-политические задачи - на первый.
Инфраструктура есть, и в соперничестве фантастических направлений - в теории - можно ждать чего-то нового. Сейчас в пространстве воображаемого русскоязычные авторы могут отыгрывать мировые конфликты, многие чувствуют необходимость в таком отыгрыше...