03.03.2015 в 09:16
Пишет Diary best:Развитие внутреннего эйблизма, или нельзя демонстрировать жалость незрячим детям
Пишет Iolanta Northern:
URL записиПишет Iolanta Northern:
Практика показывает, что здесь слова "незрячий ребёнок/человек" можно заменить на слова "любой человек с визуально заметными нарушениями": слабослышащий, человек с проблемами в ОДА, а также иными возможными нарушениями.
Сегодня мне написала мамочка незрячего ребёнка. Спрашивала про особенности воспитания.
Я и сама в такие моменты не рада, потому что ничерта я не специалист, рассказать могу только о практике да о своём опыте, подкреплённом опытом некоторых знакомых, с которыми имела счастье такие темы обсуждать. Могу ещё посоветовать хороших тифлопедагогов, занимающихся развитием детей дошкольного и младшего школьного возраста. Однако же надо поговорить с человеком, успокоить, нацелить на борьбу с учреждениями бесплатной медицины, потому как борьба будет не шуточной. Вот и поговорили. О подробностях всего разговора рассказывать не буду, потому как там, в общем-то, ничего нового не было - испуганная зрячая девушка, имеющая счастье воспитывать совсем маленького незрячего ребёнка; типичные серьёзные зрячинские вопросы: холодные, практичные, иногда в поиске верного пути или резкой остановки "нет, точно не так". Но она, эта девушка, натолкнула меня на очень интересную мысль, которую я бы даже для себя записала и точно сформулировала, потому что это невероятно важно.
Почему нельзя проявлять свою жалость к незрячим детям при них самих; высказывать мысли "я бы хотел поделиться с тобой своими глазами, чтобы ты видел"? Почему нельзя делать явных указаний на невыгодность положения незрячего ребёнка?
Потому что это будет великим противоречием для сознания самого ребёнка. А возможно, и моральной травмой.
Вот родился незрячий ребёнок. Или, возможно, он потерял зрение в достаточно раннем возрасте - с уверенностью я бы стала говорить про период до года. Отбрасывая все сантименты - для него эта ситуация нормальна и естественна, какой бы чудовищно ужасной, болезненной и несправедливой она не казалась его родителям. Подрастая, ребёнок понимает - у людей вокруг есть другой способ восприятия мира: они могут осматривать вещи, не прикасаясь к ним, оценивать их на расстоянии; большинство людей вокруг имеют понятие об ещё одной характеристике вещей - цвете. У него такой возможности нет. Но как к этому относиться, юное создание ещё не знает. И решить это ему помогут люди, с которыми он общается больше всего, которые помогают ему узнавать новое об этом мире.
Жалея ребёнка, молодые родители, сердобольные бабушки и дедушки как бы говорят ему: "Твоё положение невыгодно. Ты отличаешься от нас всех в худшую сторону. Ты более слабый, поэтому имеешь больше привилегий в этом обществе". Это, во-первых, очень негативно влияет на инициативность, на стремление добиваться всего самому - а этого в детях хватает, как по мне, и это особенно нужно поддерживать в данном случае. Во-вторых, это противоречит всем нормам справедливости с точки зрения ребёнка. Когда ребёнка жалеют? Когда ему больно. Когда он упал и расшибся, когда случилось что-то, что его серьёзно расстроило. В таком случае почему его жалеют сейчас? Боли он не испытывает. Собственно, ему вообще-то неплохо живётся, для него ничего не менялось, ситуация для него естественней, чем всё остальное естественное. Ребёнок не имеет никаких практических представлений о зрении, ему не о чем жалеть и ничего не хочется "вернуть" - ему и возвращать-то нечего. Откладывая в сторону все охи и вздохи родителей, которые себя на месте своего чада тоже представляют слабо, можно сказать, что ничего особенно страшного для ребёнка не случилось. Потом у него будут проблемы - со зрячими сверстниками, со странными взрослыми, с системой, которая не принимает его и пытается загнать в какие-то общественные рамки. Но это проблемы не из-за зрения, это проблемы из-за внешних факторов. И именно поэтому детей могут напугать заявления о том, что "я бы отдал тебе свои глаза" или "я бы хотел вернуть тебе зрение любой ценой" - такие заявления часто случаются, и я понимаю, почему иногда их делают. Но с точки зрения ребёнка всё более чем странно - он живёт и ему хорошо (если ему хорошо), говорящего зрячего, вроде, тоже в целом устраивает положение вещей относительно собственной зрячести. Зато говорящего явно не устраивает незрячесть, пугает и страшит; а ребёнка - нет, не страшит. Что не так?
читать дальше
URL записиСегодня мне написала мамочка незрячего ребёнка. Спрашивала про особенности воспитания.
Я и сама в такие моменты не рада, потому что ничерта я не специалист, рассказать могу только о практике да о своём опыте, подкреплённом опытом некоторых знакомых, с которыми имела счастье такие темы обсуждать. Могу ещё посоветовать хороших тифлопедагогов, занимающихся развитием детей дошкольного и младшего школьного возраста. Однако же надо поговорить с человеком, успокоить, нацелить на борьбу с учреждениями бесплатной медицины, потому как борьба будет не шуточной. Вот и поговорили. О подробностях всего разговора рассказывать не буду, потому как там, в общем-то, ничего нового не было - испуганная зрячая девушка, имеющая счастье воспитывать совсем маленького незрячего ребёнка; типичные серьёзные зрячинские вопросы: холодные, практичные, иногда в поиске верного пути или резкой остановки "нет, точно не так". Но она, эта девушка, натолкнула меня на очень интересную мысль, которую я бы даже для себя записала и точно сформулировала, потому что это невероятно важно.
Почему нельзя проявлять свою жалость к незрячим детям при них самих; высказывать мысли "я бы хотел поделиться с тобой своими глазами, чтобы ты видел"? Почему нельзя делать явных указаний на невыгодность положения незрячего ребёнка?
Потому что это будет великим противоречием для сознания самого ребёнка. А возможно, и моральной травмой.
Вот родился незрячий ребёнок. Или, возможно, он потерял зрение в достаточно раннем возрасте - с уверенностью я бы стала говорить про период до года. Отбрасывая все сантименты - для него эта ситуация нормальна и естественна, какой бы чудовищно ужасной, болезненной и несправедливой она не казалась его родителям. Подрастая, ребёнок понимает - у людей вокруг есть другой способ восприятия мира: они могут осматривать вещи, не прикасаясь к ним, оценивать их на расстоянии; большинство людей вокруг имеют понятие об ещё одной характеристике вещей - цвете. У него такой возможности нет. Но как к этому относиться, юное создание ещё не знает. И решить это ему помогут люди, с которыми он общается больше всего, которые помогают ему узнавать новое об этом мире.
Жалея ребёнка, молодые родители, сердобольные бабушки и дедушки как бы говорят ему: "Твоё положение невыгодно. Ты отличаешься от нас всех в худшую сторону. Ты более слабый, поэтому имеешь больше привилегий в этом обществе". Это, во-первых, очень негативно влияет на инициативность, на стремление добиваться всего самому - а этого в детях хватает, как по мне, и это особенно нужно поддерживать в данном случае. Во-вторых, это противоречит всем нормам справедливости с точки зрения ребёнка. Когда ребёнка жалеют? Когда ему больно. Когда он упал и расшибся, когда случилось что-то, что его серьёзно расстроило. В таком случае почему его жалеют сейчас? Боли он не испытывает. Собственно, ему вообще-то неплохо живётся, для него ничего не менялось, ситуация для него естественней, чем всё остальное естественное. Ребёнок не имеет никаких практических представлений о зрении, ему не о чем жалеть и ничего не хочется "вернуть" - ему и возвращать-то нечего. Откладывая в сторону все охи и вздохи родителей, которые себя на месте своего чада тоже представляют слабо, можно сказать, что ничего особенно страшного для ребёнка не случилось. Потом у него будут проблемы - со зрячими сверстниками, со странными взрослыми, с системой, которая не принимает его и пытается загнать в какие-то общественные рамки. Но это проблемы не из-за зрения, это проблемы из-за внешних факторов. И именно поэтому детей могут напугать заявления о том, что "я бы отдал тебе свои глаза" или "я бы хотел вернуть тебе зрение любой ценой" - такие заявления часто случаются, и я понимаю, почему иногда их делают. Но с точки зрения ребёнка всё более чем странно - он живёт и ему хорошо (если ему хорошо), говорящего зрячего, вроде, тоже в целом устраивает положение вещей относительно собственной зрячести. Зато говорящего явно не устраивает незрячесть, пугает и страшит; а ребёнка - нет, не страшит. Что не так?
читать дальше
Свое | Не Бест? Пришли лучше!