Русофобного анализа сказки пост Поделюсь с вам впечатлениями от одной польской сказки, которая и недавно прочитанного сборника запала мне больше остальных. Называется она "Из крестьянина - король", была записана в XIX веке Юзефом Крашевским. Она очень похожа на поморскую сказку, записанную Борисом Шергиным, которую в 1979 году нарисовали и сделали добрым, всенародно любимым мультиком "Волшебное кольцо".
Поскольку сказки являются литературно по-разному обработанными вариантами одного и того же текста, сравнивать их интересно именно как литературные, а не фольклорные произведения. Поражает то, насколько у этих двух сказок-близнецов разные протагонисты и рассказчики.
В русской сказки главный герой Ванька -- ленивый, но добрый бедняк, который живет с мамой. Обращу внимание, что мама постоянно занята делом, а Ваня ни за какой работой в жизни замечен не был, и сюжет начинается с того, то он решает продать шапку, чтобы купить "маме пряников на аменины". Польский герой Гавел тоже вначале совершенно несамостоятелен. Он растет в полной семье с большим количеством братьев, от которых неизменно получает на орехи из-за пониженной агрессивности. Начинается история с того, что, оставшись дома один, он отдает несколько ценных вещей нищему. Отец выгоняет его из дома, а мать дает ему с собой немного денег. На эти деньги он покупает тех же самых собаку и кошечку, которых Ваня выменивает на предметы гардероба. Змея в польском варианте не фигурирует, а волшебное кольцо, исполняющее желание, ни с того ни с сего находит собачка Гавела.
Заполучив по волшебному кольцу, в первую очередь и русский, и польский герои удовлетворяют свои самые элементарные, базовые потребности: наедаются и принаряжаются. Дальше начинается самое интересное. Какая потребность идет следующей у Ваньки? Жениться, причем на "анпираторской дочери", то есть поправить сексуальный и социальный статусы. А у Гавела? Вы не поверите, посмотреть мир. Он хочет развиваться и помогать другим. Наевшись и отоспавшись, он отправляется в город, где узнает, что его страна находится в состоянии войны с неким могущественным соседом. В то время, как Ванька развлекается строительством хрустального моста (благодаря которому новостникам теперь есть чем иллюстрировать новости о проекте века на Тузлинской косе), Гавел достает из воздуха магическое войско и разбивает вежливых зеленых человечков супостата. После этого королевскую дочку в жены он получает автоматически, нисколько на то не претендуя, и вскоре становится королем.
читать дальшеУ Ваньки основная проблема -- в том, что он не нравится своей жене, и она похищает кольцо. К слову, у Шергина император -- фигура очень условная. По сути это богатый крестьянин, который, конечно, свысока смотрит на мать-одиночку и ее великовозрастного остолопа, но хорошо знает их по имени и готов видеть в них равных себе. В польской сказке король и королевна пускай и носят смешные лубочные имена, но их статус -- гораздо больше похож на настоящий. Они живут где-то бесконечно далеко от родительского дома Гавела, уж точно не на расстоянии стеклянного моста, и окружены царедворцами. Проблема Гавела -- в том, что аристократия его не принимает и настраивает против него жену, которой он очень нравится, но она еще не привыкла к нему и относится с опаской, ведь он ничего не рассказывает о своем происхождении. Гавел оказывается низложен и заточен на острове, а вежливые человечки, прознав, что в королевстве изменилась политическая ситуация, снова начали наползать. На помощь и Ваньке, и Гавелу приходят собачка и кошечка, и вот -- волшебный статус-кво восстановлен.
Какова же счастливая развязка? Ванька отвергает вероломную цесаревну и живет дальше в своей деревне жирным кулаком, взяв за себя уже другую, "хорошую" девушку. А Гавел прощает королеву, прощает ненадежное окружение (во всяком случае, нигде не говорится, что он для острастки распилил несколько человек ржавой пилой, хотя, на мой взгляд, следовало бы этим заняться) и правит дальше, проводя социально ориентированную внутреннюю политику. Жену он наказывает только одним способом: знакомит с родителями и признается, то на самом деле он крестьянин. Но после всего произошедшего социальный расизм в данном отдельно взятом волшебном королевстве, похоже, изжит навсегда, и это уже никого не печалит.
Я думаю, вы понимаете, в чем разница между Ваней и Гавелом. Ваня -- товарищ добрый, но настолько недоразвитый, ограниченный, что в итоге, по большому счету -- и злой. Гавел -- идеальный рыцарь и идеальный правитель. Он не просто добрый -- он святой. Ванька даже с безграничной властью остается крестьянином в "пинжаке", у которого фантазии хватает только на "более лучшую" избу. Сам он немного меняется, но в худшую сторону: задирает нос и с удовольствием помыкает другими. Гавел, получив власть, словно резко взрослеет, хотя и не изменяет себе, и полностью преобразует мир вокруг себя. Мораль русской сказки -- "всяк сверчок знай свой шесток". Мораль польской -- "будь святым, тогда ты сможешь изменить жизнь и мир".
Можно возразить, что в русской сказке "больше реализму". Поморский крестьянин не пытался сочинять о том, чего не понимал, и у него получился забавный император в лаптях при царстве, умещающемся в околице. Польская сказка у любителя "правды жизни" вызовет массу вопросов: откуда у главного героя взялись политические и полководческие таланты, почему он не развалил королевство в первые месяцы правления, ведь топ-менеджмент -- дюже трудный предмет, которому надо учиться с рождения и долгие годы. Да, Гавел -- романтический герой, а учитывая интересы его создателя -- социал-романтический. Но давайте подумаем -- к чему соглашаться на меньшее? В волшебной сказке мы рассказываем, какую планку мы себе задаем. И обратите внимание, в каких городах, в каких домах живет народ, рассказывающий нереалистиеские сказки о "крестьянине-короле", а потом вспомните, как сейчас выглядит Архангельск.