Дом, в котором Перечитал. Точнее - прослушал. Увидел у Таня_Кряжевских цитаты и впечатления, и решил, что нужно освежить в памяти. Освежил, местами так, что, казалось, будто не читал. Некоторые моменты выпадали совершенно. Скорее всего, буду еще и переслушивать. Хотел сравнить впечатления, но понял, что они вообще кардинально разные. Кстати, первое обсуждение книги было тут читать дальшеОтдельно хочу сказать об аудиокниге. Шикарная начитка Игоря Князева и совершеннейше потрясающее музыкально сопровождение. Это погружает еще больше в атмосферу и вырваться практически нереально. Я слушал практически все свободное время. Но иногда останавливал, потому что... слишком. Сложно. Завяз, и тяжелое ощущение. И затянутая третья часть. Иногда ловил себя на мысли, что скучновато. Я закончил слушать пару часов назад, переварил, но что могу сказать сразу: не перестаю думать о Рыжей и Толстом и том, найдет ли их Лорд. А еще о Македонском. О Македонском я, кажется, могу думать часами, и его история все же цепляет. Цепляет, как и первый раз, и та часть, от его лица, рассказанная им, все так же ранит. Как и первый раз - плакал. А еще Лорд. Его сложный характер. Его история, его сказки. Его вынужденный уход из Дома и его тяжелое возвращение. Подумал: если отбросить мистическую составляющую книги (что вряд ли правильно, ибо это основа), то получается очень страшная, очень жестокая книга. Но и с мистической частью, она не становится менее страшной. Читая первый раз, все герои, да и история вцелом, представлялась мне больше сказкой. Герои были героями, история - вымыслом. Слушая книгу сейчас, я понял, герои - реальны, они люди, они живые, они подростки, они трудные подростки, они живут в месте, где годами жили такие же, создающие определенные правила этого Дома, проникающиеся им и его атмосферой. Им нужно было за что-то цепляться и чем-то жить, и они создали Дом. И Дом проник в них, а они в него. Он открыл им Изнанку и Лес. Они панически боялись Наружности, всего вне Дома. И не были готовы уйти. Они всеми способами старались что-то придумать и как-то попытаться смириться со своим Выпуском. У каждого нашелся свой способ. И Слепой. Хозяин Дома. Помогающий им, не оставляющий никого, сделавшего свой выбор. Но Дом не был виновником всего, что в нем происходило. И Сфинкс говорит об этом, сидя на его обломках. Проще было думать, что все во имя Дома, а не в том, что их решения - это их решения. Их поступки. Их выбор. После всего осталась масса вопросов, и вряд ли на них найдутся когда-нибудь ответы. Я впрочем нахожу сходство между собой и Курильщиком, который многого не понимает, а многое не может принять, даже после Выпуска, пытаясь осознать, что случилось со всеми, кто ушел. Кто-то бесследно, кто-то нет. Но вынес он из Дома очень многое. Он вынес ощущения, воспоминания, свои рисунки, свое восприятие. И каждый раз через свои картины он передает часть Дома. И то, что он никак не может отделаться от плюшевого медвежонка Рыжей. Ничто не проходит просто так. У каждого в Доме была своя история и свое предназначение, я думаю. И конец книги, когда понимаешь, что все они вышли на новый круг.
... жизнь не течет по прямой. Она - как расходящиеся по воде круги. На каждом круге повторяются старые истории, чуть изменившись, но никто этого не замечает. Никто не узнает их. Принято думать, что время, в котором ты, - новенькое, с иголочки, только что вытканное. А в природе всегда повторяется один и тот же узор. Их на самом деле совсем не много, этих узоров.
"— Время не течет, как река, в которую нельзя войти дважды, — сказал Сфинкс. — Оно как расходящиеся по воде круги. Это не я сказал, это цитата. Он протянул искусственную руку в перчатке и указал на стрелку, воткнувшуюся в мишень. — И если уронить в эти расходящиеся круги, скажем, перо, как нарисовано здесь, от него ведь тоже пойдут круги? Маленькие, почти незаметные… но они пересекут большие… "